О ДОЗВОЛЕННОСТИ ДАТЬ ЧТО-ЛИБО ИЗ МЯСА ЖЕРТВЕННОГО ЖИВОТНОГО В КАЧЕСТВЕ САДАКЪА НЕВЕРНОМУ
Разрешается дать что-либо от жертвенного животного неверному, будь это родственник, сосед или совершено посторонний человек, если он беден, с целью раскрытия его сердца для Ислама, о чем говорил шейх Ибн Баз.
Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Дозволено давать неверному мясо жертвенного животного в качестве садакъа, но при условии, что этот неверный не является тем, кто воюет с мусульманами. В противном случае ему нельзя ничего давать!” (“Фатауа Ибн ‘Усаймин” 2/663).
КАК ПРАВИЛЬНО РАСПРЕДЕЛИТЬ МЯСО ЖЕРТВЕННОГО ЖИВОТНОГО?
Всевышний и Всемогущий Аллах сказал: «Когда же они (жертвенные животные) падут на свои бока, то ешьте от них и кормите тех, кто довольствуется малым, и тех, кто просит от нищеты» (аль-Хадж 22:36).
Саляма ибн аль-Акъуа’ рассказывал, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) относительно жертвенного животного сказал: «Ешьте, кормите и запасайтесь» (аль-Бухари 5569).
Ученые сошлись на том, что часть мяса жертвенного животного необходимо подавать в качестве милостыни, однако они разошлись в том, каково минимальное количество этого.
Наилучшим же распределением жертвенного животного является то, что передается в хадисе от Ибн ‘Аббаса, в котором сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Треть мяса следует оставить себе, треть в качестве угощения, а треть раздать нуждающимся». (Этот хадис приводит имам аль-Асфахани в “аль-Уазаиф”, который сказал: “Хадис хороший”. “аль-Мугъни” 9/448).
Имам Ибн Къудама писал: “Имам Ахмад сказал: «Мы следуем в этом вопросе тому, что передается в хадисе от Ибн ‘Аббаса». И это также мнение Ибн Мас’уда и Ибн ‘Умара, и неизвестно, чтобы кто-либо из сподвижников противоречил им в этом вопросе” (“аль-Мугъни” 9/449).
О ЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ ОТВЕДАТЬ МЯСА СВОЕГО ЖЕРТВЕННОГО ЖИВОТНОГО
Желательно тому, кто намерен совершить Жертвоприношение, ничего не есть в этот день, пока он не поест мяса, принесенного им в жертву животного, если есть такая возможность, поступая в соответствии с Сунной. Бурайда рассказывал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не выходил на молитву Разговения, не поев, и не ел перед выходом на молитву Жертвоприношения, пока не возвращался” (ат-Тирмизи 542, Ибн Маджах 1756. Достоверность хадиса подтвердили имам Ибн Хузайма, имам ан-Науауи, шейх аль-Альбани и шейх Ибн Баз).
В этом же хадисе в версии, которую приводит имам Ахмад, сказано: “И не ел перед выходом на молитву Жертвоприношения, пока не возвращался. После чего кушал из своего жертвоприношения” (Ахмад 23034. Хафиз Ибн аль-Къаттан подтвердил достоверность).
Имам Ахмад говорил: “В день Жертвоприношения не кушает тот, кто будет совершать Удхия, поскольку пророк (мир ему и благословение Аллаха) кушал со своего жертвоприношения. Если же у человека нет животного для жертвоприношения, то нет проблем в том, чтобы он кушал (и до выхода на праздничную молитву)” (“аль-Мугъни” 2/229).
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Пусть каждый человек отведает мясо своего жертвенного животного!» (ат-Табарани, Абу Ну’айм. Хадис достоверный. «Сахих аль-джами’» 5349).
Имам аль-Мунауи сказал: “Это веление является желательным. Однако из этих слов не следует, что желательно съедать все мясо жертвенного животного. Более того, это не дозволено! Является обязательным делать садакъа с этого мяса нуждающимся мусульманам. Что касается богатых, то им нельзя давать мясо в качестве садакъа, однако можно это сделать в качестве угощения. А лучше всего раздать все мясо жертвенного животного в качестве милостыни, кроме небольшого куска” (“Файдуль-Къадир” 737).
О НЕДОЗВОЛЕННОСТИ ПРОДАВАТЬ КАКУЮ-ЛИБО ЧАСТЬ ЖЕРТВЕННОГО ЖИВОТНОГО
‘Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) велел мне следить за жертвенными животными и раздать в качестве милостыни их мясо, шкуры и попоны, и ничего не давать мясникам за убой скота. Он сказал: «Мы им дадим что-нибудь из того, что у нас есть»” (Муслим 1317).
Имам Абуль-‘Аббас аль-Къуртуби сказал: “В этом хадисе указание на то, что шкуру и накидку жертвенного животного нельзя продавать, поскольку эти вещи связаны с мясом жертвенного животного и имеют такое же положение. Ученые единогласны в том, что мясо жертвенного животного нельзя продавать, также обстоит дело и со шкурой” (“аль-Муфхим” 3/416).
В словах пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Мы им дадим что-нибудь из того, что у нас есть», указание на то, что мяснику можно дать плату, но не с жертвенного животного. (“Найлюль-Аутар” 5/134).
Также от Абу Хурайры сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «У того, кто продал шкуру жертвенного животного, нет Жертвоприношения» (аль-Хаким, аль-Байхакъи. Хадис хороший. «Сахих аль-джами’» 6118).
Однако некоторые ученые говорили, что если человек желает продать, например шкуру, то он может это сделать, но с условием, чтобы он отдал эти деньги в качестве садакъа. Шейх Ибн аль-Къайим сказал: “Ибн Хамдан говорил: «Дозволено продавать шкуру, части тела и голову жертвенного животного, а затем сделать садакъа вырученными деньгами». Также аль-Халляль передал, что имам Ахмад сказал: «Ибн ‘Умар однажды продал шкуру коровы и сделал садакъа ее стоимостью». Также Исхакъ ибн Мансур рассказывал: «Я спросил Ахмада: “Что делать со шкурой Удхия?” Он сказал: «Использовать ее, или же сделать садакъа деньгами за нее». Я сказал: “Продать и потратить вырученные деньги в качестве садаъка?!” Он сказал: «Да, как в хадисе Ибн ‘Умара»” (“Тухфатуль-маулюд” 85).
Имам аз-Зайля’и писал: “Если шкура жертвенного животного продается за дирхамы для того, чтобы это подать как милостыню, то это дозволено, поскольку в этом такое же приближение к Аллаху, как раздача шкуры и мяса этого животного” (“Батйин аль-хакъаикъ” 6/19).
ПРО ОМОВЕНИЕ ПЕРЕД ЗАКАЛЫВАНИЕМ ЖЕРВЕННОГО ЖИВОТНОГО
Это то, что совершают многие несведущие мусульмане, считая это желательным. Это является нововведением, не имеющим никакого отношения к религии Всевышнего Аллаха. Ученые Постоянного комитета во главе с шейхом Ибн Базом говорили: “Не передается от пророка (мир ему и благословение Аллаха), чтобы он совершал после праздничной молитвы омовение для того, чтобы совершить Жертвоприношение. И об этом также не передается ничего от праведных предшественников первых трех поколений. И тот, кто совершает омовение ради совершения жертвоприношения, тот невежественный приверженец нововведения!” (“Фатауа аль-Ляджна” 11/433).
Что касается того, что делают также некоторые невежды, совершая омовение для животного перед тем, как принести его в жертву, считая это частью данного ритуала, то это также является нововведением, которое не имеет основы в религии, кроме некоторых традиций определенных наций.
О ПОМИНАНИИ АЛЛАХА ПЕРЕД ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕМ
Перед тем, как зарезать жертвенное животное, следует упомянуть имя Аллаха. Всевышний Аллах сказал: «Произносите же над ними (жертвенными животными) имя Аллаха, когда они стоят рядами» (аль-Хадж 22:36).
В соответствии с Сунной следует перед жертвоприношением произнести следующие слова: «С именем Аллаха, Аллах велик. О Аллах, прими от меня!» (Муслим 3/1557, то, что между двух скобок является версией имама аль-Байхакъи 9/287).
باسم الله والله أكبر اللهم تقبل مني [Бисми-Ллях, уа-Ллаху Акбар. Аллахумма такъаббаль-минни].
Мусульманин может включить также в свое Жертвоприношение членов своей семьи, как это делал пророк (мир ему и благословение Аллаха), говоривший: «О Аллах, прими от Мухаммада и членов семьи Мухаммада!» (Ахмад, аль-Баззар, ат-Табарани. Хадис достоверный. “Ируауль-гъалиль” 4/251).
В таком случае во время заклания животного следует сказать: «О Аллах! Это от меня и членов моей семьи».
اللهم هذا عني وعن آل بيتي [Аллахумма, хаза ‘анни уа ‘ан али байти].
Также в достоверном хадисе передается от Джабира, что во время Жертвоприношения пророк (мир ему и благословение Аллаха) произносил следующую мольбу: «Поистине, я обратил свой лик к Тому, Кто сотворил небеса и землю, в соответствии с путем Ибрахима ханифа, и я не являюсь из числа многобожников! Поистине, моя молитва и мое жертвоприношение, моя жизнь и моя смерть – ради Аллаха, Господа миров, у Которого нет сотоварища! Это мне велено, и я из числа мусульман! О Аллах, это от Тебя и ради Тебя!» (Абу Дауд 2795. Иснад хадиса хороший. Сначала шейх аль-Альбани считал данный хадис слабым, однако впоследствии пересмотрев его, указал на то, что данный хадис является хорошим. См. «Сахих Сунан Аби Дауд» 8/143).
إني وجهت وجهي للذي فطر السماوات والأرض على ملة إبراهيم حنيفاً وما أنا من المشركين ، إن صلاتي ونسكي ومحياي ومماتي لله رب العالمين ، لا شريك له وبذلك أمرت وأنا من المسلمين اللهم منك ولك [Инни уаджахту уаджхия ли-ллязи фатара ссамауати уаль-ард ‘аля милляти Ибрахима хинифан уа ма ана миналь-мушрикин. Инна саляти нусуки уа махъяя уа мамати ли-Лляхи Раббиль ‘алямин, ля шарика ляху, уа бизалика умирту уа ана миналь-муслимин. Аллахумма минка уа ляка].
О ДОЗВОЛЕННОСТИ ПОРУЧЕНИЯ ЗАКОЛОТЬ ЖЕРТВЕННОЕ ЖИВОТНОЕ ДРУГОМУ, НО С УСЛОВИЕМ, ЧТОБЫ ОН БЫЛ МУСУЛЬМАНИНОМ
Нет разногласий в том, что Удхия можно поручить кому-либо другому, дабы он заколол жертвенное животное за хозяина этого животного. Однако необходимо чтобы тот, кто режет животное, был из числа мусульман! Ибн ‘Аббас говорил: “Не должен приносить в жертву твое Удхия никто, кроме мусульманина!” (аль-Байхакъи 9/284).
Тому, кому поручили принести жертвенное животное, следует заколоть его от имени его хозяина, сказав: «Бисми-Ллях, о Аллах, прими от такого-то». Но даже если закалывающий будет приносить жертву от своего имени, она будет засчитана лишь хозяину! Имам аль-Къарафи говорил: “Даже если тот, кому доверили заколоть жертвенное животное, принесет ее в жертву от своего имени, это будет засчитано хозяину. Однажды Ибн ‘Умар, да будет доволен им Аллах, купил овцу у одного пастуха и спустив ее с горы сказал этому пастуху принести ее в жертву. Тогда пастух заколол ее, сказав: «О Аллах, прими от меня!» На что Ибн ‘Умар сказал: «Твой Господь лучше знает о том, кто ее спустил с горы!»” (“аз-Захыра” 4/156).
О ЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ СОВЕРШЕНИЯ ПРАЗДНИЧНОГО ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ СОБСТВЕННОРУЧНО
В достоверной Сунне есть множество указаний на то, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал собственноручно свои Жертвоприношения. Так, Анас ибн Малик рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал праздничное Жертвоприношение собственноручно” (Ахмад 3/188. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 4942).
Имам аль-Мардауи, приведя слова Ибн Къудамы: «Если человек собственноручно совершит свое Жертвоприношение, это лучше», сказал: “В этом нет никаких сомнений, ибо на это указывают хадисы. Но даже если человек сам не режет свое животное, то желательно чтобы он хотя бы присутствовал при закалывании его животного” (“аль-Инсаф” 4/83)
Аль-Мусайиб ибн Рафи’ рассказывал: “Абу Муса аль-Аш’ари (сподвижник пророка) повелевал своим дочерям собственноручно закалывать своих жертвенных животных” (‘Абдур-Раззакъ 4/389. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад достоверным. См. “Фатхуль-Бари” 10/19).
В этом сообщении указание на то, что женщины имеют право закалывать животных в независимости от того, речь идет о простом закалывании для мяса или же о праздничном Жертвоприношении. Это является дозволенным, несмотря на то, что во многих кругах бытует мнение о недозволенности этого. Ка’б ибн Малик рассказывал: “Однажды одна женщина зарезала овцу с помощью камня, и спросила об этом пророка (мир ему и благословение Аллаха), и он повелел ей это есть” (аль-Бухари 5504)
Ибрахим ан-Наха’и относительно жертвоприношения совершенного женщинами и детьми сказал: “Нет в этом никаких проблем, если они способны зарезать животное, и произнесут имя Аллаха” (Са’ид ибн Мансур. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад достоверным. “Фатхуль-Бари” 9/575).
Имам Ибн аль-Мунзир сказал: “Единогласны ученые в том, что закалывание, совершенное детьми и женщинами, является дозволенным” («аль-Иджма’» 43).